Засечки — элементы, способствующие удобному восприятию шрифта

Засечками называются элементы букв, выступающие за границы, обозначенные концами основных штрихов. Они предназначены для визуального соединения букв друг с другом. Наличие засечек делает текст более однородным и удобным для визуального восприятия. Засечки бывают разного вида: прямоугольные, овальные, эллиптические, треугольные и т. д. Шрифты, имеющие засечки, называются серифными. Считается, что большинство шрифтов с засечками ведут свое происхождение от антиквенных гарнитур. Яркими примерами серифных шрифтов являются гарнитуры Гарамон, Бодони и Таймс.

В начале XX века были изобретены так называемые «гротески»— шрифты, противоположные серифным гарнитурам по строению букв, и не имеющие засечек. Первым крупным разработчиком гротесковых шрифтов стала немецкая группа Баухауз. Основная идеология таких гарнитур основывалась на отрицании всех «лишних» деталей, строгости и прагматичности. Наиболее известной гарнитурой, относящейся типу первых гротесковых шрифтов, является Футура, созданная в Германии в 1928 году.

Первые гротески не могли соперничать с серифными шрифтами, поскольку были неудобны для чтения. В процессе своего развития шрифты, не имеющие засечек, теряли некоторую долю своей строгости. Так, гарнитура Фрутигер, разработанная в 1976 году, имела элементы неравной ширины и закругленные концы букв, что делало напечатанный с ее помощью текст визуально более приемлемым. Такие особенности делали эту гарнитуру немного похожей на шрифт Хельветика, имеющий антиквенное происхождение.

В процессе дальнейшего развития появились гарнитуры, чрезвычайно популярные как в конце прошлого века, так и сейчас. Один из самых распространенных шрифтов, Meta, был создан Лукасом де Гротом и Эриком Шпикерманом в 1984 году. В этой гарнитуре удалось совместить практичность и экономичность гротесковых и удобочитаемость серифных шрифтов, так как отсутствие засечек компенсируется особенностями написания букв. В Meta, элементы построения букв неодинаковы по толщине, причем эта разница становится менее выраженной при уменьшении кегля. Кроме того, шрифт имеет согнутые окончания вертикальных линий строчных букв, что делает чтение более удобным. Эта гарнитура, в отличие от настоящих гротесковых шрифтов, выглядит гармонично даже при наборе самым мелким кеглем, что делает ее одной из самых употребительных и в наше время.

Коментарии

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Target Image