Роль Золотого сечения в построении шрифтов

Законы классического среднепропорционального отношения, которое Леонардо да Винчи назвал «Золотым сечением» (Sectioaurea), проявляются в биологических и астрономических объектах, психологии, архитектуре, скульптуре, технике и даже музыке. Они применяются и в искусстве изобретения и построения шрифтов.

Правило Золотого сечения действует при нахождении отношения высоты букв к их ширине. При этом отрезки, из которых состоят буквы, делятся на доли, которые зрительно воспринимаются, как гармоничные. Правило Золотого сечения гласит, что отношение меньшей доли рисунка к большей должно равняться отношению большей доли к их сумме. Если считать меньшую долю равной единице, соотношение будет иметь вид 1:1,62. Этому отношению могут соответствовать не только высота и ширина буквы: его можно применить, например, к долям, на которые горизонтальная перемычка делит такие буквы, как А и Н. Для построения деталей букв применяется так называемая «функция Золотого сечения», которая вычисляется, исходя из сумм и разностей отрезков, соответствующих Золотому сечению. Численно это функция выражается отношением 1:1,12. Основные соотношения деления отрезков применяются для построения шрифтов, как по отдельности, так и в различных комбинациях.

Буквы русского алфавита по пропорциям делятся на широкие (Ш, Ж, Ю), нормальные (А, И, П, Н) и узкие (Г, З, Р). При построении гарнитуры внешний вид узких и широких букв определяют, исходя из тех пропорций, которые рассчитаны для нормальных. Кроме того, буквы бывают прямолинейными и округлыми, что также делает шрифт графически разнообразным. Естественно, такое разнообразие может выглядеть гармонично лишь в том случае, если художник решает изображение всех букв в единой стилистике, соответствующей смыслу и назначению надписи. Отсюда следует, что основные соотношения размеров, найденные с помощью правила Золотого сечения, должны корректироваться, в зависимости от вида букв. Наиболее часто применяются следующие приемы корректировки:

  • буквы разных видов никогда не вписываются в прямоугольники одинаковой ширины;
  • для построения широких букв их основания увеличивают на две пятых части основной рассчитанной ширины, а для узких букв применяют сужение этой ширины на одну пятую часть;
  • острые элементы таких букв, как Л, И, М, Д и А, а также круглые и овальные элементы букв Ю, Э, С, О и З выводят за установленную линию строки. Это делается для того, чтобы эти буквы не выглядели более короткими, чем все остальные;
  • горизонтальные перемычки букв не располагают строго на середине их высоты;
  • горизонтальные элементы букв обычно рисуют более тонкими линиями, чем вертикальные;
  • в рукописных шрифтах и курсивах «выносные» элементы рисуют с меньшим углом наклона, чем остальные буквы.

Использование при расчетах правила Золотого сечения позволяют сделать шрифты гармоничными, повышает легкость их восприятия, то есть делает тексты «удобочитаемыми». Однако талантливый художник никогда не воспринимает это правило, как догму, и создает шрифт, руководствуясь его назначением, чувством стиля и меры.

Коментарии

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Target Image