История шрифта

В конце 19 столетия появились шрифты без засечек, европейцы дали им название гротеск (франц. grotesque - причудливый, смешной), американцы назвали эти шрифты готикой, подчеркивая грубость и простоту рисунка первых проектов. В начале 20 века в проектировании шрифтов без засечек уделяется особое внимание структурному конструированию знаков и алфавита в целом без какого-либо намека на влияние рукописных приемов формообразования.

Шрифт Optima (Оптима) - разработал крупнейший дизайнер и типограф 20 века Герман Иапф (poд. 1918) Первые эскизы Оптимы были сделаны в 1952 году. Работа над проектом продолжалась до 1958 года.

Шрифт Гилл Санс - разработал Эрик Гилл (1882-1940) в 1927 году для фирмы Монотайп. Этот проект завершил соревнование в создании гротесков, проходившее в Европе после появления Футуры и сыграл важную роль в развитии типографики того времени.

Шрифт Clarendon - в 1815 году в Англии был разработан шрифт с толстыми засечками, названный впоследствии египетским. Этот шрифт послужил базовым образцом для многих типографов и шрифтовиков. На протяжении всего 19 века, создавших на его основе большое разнообразие декоративных, рекламных шрифтов. На смену легкому, светлому классицизму пришли черные, тяжелые шрифты брусковой антиквы.

Шрифт Futura(Футура)  - разработал дизайнер Пауль Реннер (1878-1956) в 1927 году для шрифтолитейной фирмы Бауэр. Типографика того времени разбивалась под влиянием эстетики функционализма и конструктивизма "Баухауза" и его основного лозунга - функция определяет форму. "Баухауз" - высшая школа строительства и конструирования основана в Германии в 1919 годy архитектором В. Гропиусом (1883-1969).

Шрифт Бoдони - разработал в 1800 году итальянский типограф и шрифтовик Джамбаттиста Бoдони (1740-1813). В юности Бoдони работал наборщиком в Риме. В 1768 году переехал в Парму и герцогом Лармским был назначен директором типографии, гдe проработал более 45 лет. Своим шрифтом Бoдони открывает новую эпоху в развитии типографских шрифтов - эпоху классицизм антиквы или классицистической антиквы.

Шрифт Таймс  - разработал в 1932 году Стенли Морисон (1889-1967), дизайнер-график, шрифтобик, теоретик и историк типографского искусства. Морисон издал четырехтомную историю газеты "Таймс" (1951) и монографию "Печатной книга 1450-1935" (1962, в соавторстве). В 1929 году Стенли Морисон работал консультантом по шрифтовому дизайну в лондонской газете "The Times" и основательно изучал все аспекты газетного производства.

Шрифт Боскервилл разработал в 1757 году английский типограф и шрифтовик Джон Баскервилл (1706 - 1775). Перед тем как стать типографом Баскервилл торговал лаками, и эта деятельность принесла ему большое состояние. В 1750 году он основал свою типографию, стал издавать книги и начал работу нaд проектом нового шрифта. Семь лет ушло на его разработку. Баскервилл попался отступить от принципов Old Style и создать новый современный латинский алфавит.

Уильям Кезлон (1692-1766) основал в Лондоне шрифтолитейное производство в 1720 году и сам разрабатывал шрифты для своего предприятия. По общему признанию типографов и издателей того времени шрифты Кезлона по красоте и разнообразию рисунков были лучшими не только в Англии, но и в континентальной Европе. Шрифт Кезлона был разработан примерно в 1725 гoдy на основе датских шрифтов 17 века.

Типографские шрифты в группу барокко антиквы объединяются по следующим признакам.

Шрифт Гарамон разработал великий мастер словолитного дела Клод Гарамон (1480-1561), ученик Жоффруа Тори - художника, поэта, ученого, автора трактата о построении шрифтов "цветущий луг" (1509 год). Клод Гарамон первый из типографов сделал проектирование и отливку шрифтов самостоятельным производством и стал изготавливать и продавать типографиям готовую наборные шрифты.

Шрифт Сабон разработал в 1965 году Ян Чихоль (1902-1974) по заказу трех шрифтолитейных компании Германии. Ян Чихоль учился в Лейпцигской академии книжного дела и графики. Преподавал каллиграфию и стилистику набора в мюнхенской школе печатников, по приглашению ее руководителя и разработчика шрифта (Футары) Пауля Ренера. Написал более 50 книг, посвященных шрифту и типографскому искусству.

Первые книги, напечатанные шрифтом Бембо, появились в 1495 году. Шрифт был разработан и Вырезан (Оранческо) Гриффо (1450-1518) для Венецианского ученого гуманиста, издателя и типографа Альда Мануция (1450-1515). В 1500 году Мануций основал "Новую Академию". Наподобие Академии Платона в Афинах (387 год до н. э.). Академия, объединяла ученых разных специальностей, которые проводили тщательное редактирование всех изданий Мануция.

В современном графическом дизайне художнику предлагается большой выбор разнообразных шрифтов - от классических текстовых до современных, рекламных, порой экстравагантных проектов. При таком количестве и разнообразии шрифтов, а в этом разнообразии большую часть составляют шрифты сомнительного качества как а техническое так и в художественном отношении, в роботе дизайнера на первое место выходит проблема выбора того или иного шрифта.

Для первых типографских шрифтов Ренессанса образцом, ставшим классическим, служил шрифт Николая Иенсона. Постепенно сформировались общие графические признаки, по которым многие шрифты, включая современные, можно объединить в группу Ренессанс антиквы. В этой группе прописной знак "Н" проектируется на основе квадрата, при этом его ширина с засечками равна его высоте. Засечка имеет так называемую "треугольную" форму, ее рисунок определяется радиусом сопряжения с вертикальным элементом знака.